Контакты

эл.почта:

запись:

скайп:

dio_med@mail.ru

+7 (914) 8-888-525

manuall68

В чем причина психических заболеваний?

 

Интервью православного психотерапевта

Дмитрия Авдеева изданию

"Церковное слово",

Минск, 2008 г.

 

-Какой должна быть последовательность медицинской и духовной помощи при психических расстройствах? Чему уделять большее внимание? 

 

-Все в свое время. Если мы говорим о расстройствах, сопровождающихся бредом, галлюцинациями, например, о психозах, то на первом этапе должна быть, конечно, врачебная помощь. Она должна снять основные симптомы заболевания, вернуть больному сознание, критику, соответствующее нормальному состоянию сознания поведение. По мере выздоровления должна преобладать уже психологическая и духовная помощь, а медицинская будет сокращаться. Динамика именно такая. 

 

Я уже 20 лет веду прием. И приходилось часто наблюдать, как верующие родственники психически тяжело больного человека стремились в первую очередь вести его на отчитку. Это неверное поведение. Есть три главные причины развития психических заболеваний. Причина первая: от естества человека. Здесь решающую роль играют индивидуальные биологические, генетические факторы. Бывают болезни как следствия поработивших душу греховных страстей - алкоголизма, наркомании, игромании. А бывают психические расстройства как следствия демонического воздействия. Нужно знать причины развития душевных недугов и в зависимости от причины применять нужное врачевство. 

 

-Излечимы ли психические заболевания? 

 

-Пограничные расстройства принципиально обратимы. Но бывают варианты. Профессора Киселев и Сочнева наблюдали, как ведут себя невротики. И что интересно: один вид невроза уходит, а на его место приходит другой вид. То есть, если человек склонен к тому, чтобы реагировать на жизнь невротично, он всегда и пребывает в состоянии невроза. 

 

Большие психозы, к которым относится шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, считаются принципиально неизлечимыми, но нельзя ставить знак равенства между понятиями "неизлечимость" и "тяжесть". При правильном лечении можно добиваться длительных ремиссий (исчезновения признаков болезни), чтобы человек, если это возможно, восстановил какую-то трудоспособность, полноценно жил в семье, посещал храм. Ведь главная проблема - адаптация психически больных в обществе, доброе отношение к ним. Важно, чтобы человек нашел свое место в жизни. И здесь велико значение близких, окружения. Важно не паниковать, не нагнетать атмосферу нервозности, помогать. В конце концов, мы живем в потоке святого промысла Божьего. 

 

-Многим кажется, что душевнобольному можно помочь без лекарств. Вообще, люди боятся психиатрических больниц. Насколько опасно откладывать лечение или избегать его? 

 

-Всем известно: если откладывать лечение зубов или избегать стоматологов, зубы развалятся от кариеса. Что касается психиатрии, такая линия поведения особенно опасна, потому что часто в случае эндогенных заболеваний у больного теряется критика к своему состоянию. Нет четкого понимания того, что он заболел, что с ним творится что-то неладное. 

 

Вот в Америке человек без психоаналитика чихнуть не может, а у нас порой человек страдает долгое время и никак не обратится к врачу. Надо ведь сознавать, что и лекарства, и усилия врача тоже благословляются Богом. 

 

-Что такое соматизация? Что говорит медицина о влиянии нервных расстройств на состояние всего организма человека? 

 

-Вообще, это отдельное направление в психиатрии. Называется оно "психосоматика". Согласно статистике 80 процентов всех заболеваний развивается на нервной почве. Так, в 30-х годах ХХ века ученые стали говорить о личностных особенностях людей, которые страдают теми или иными заболеваниями. Например, появилось понятие "коронарная личность". О нём в США вышла монография "Поведение типа А и ваше сердце". Авторы называют этих людей "амбициозные персоны" и пишут о том, что они любят заседать в президиуме, сидеть в первых рядах, невероятно волнуются, если, например, их машина застревает в уличной пробке или они проигрывают в шахматы ребенку. У таких людей, как выяснилось, кровь сворачивается в несколько раз быстрее, у них чаще бывают сбои сердечной деятельности. В связи с этим можно нарисовать такую схему: характер - болезнь. Но, судя по моему опыту, схема эта неполная. Откуда у человека берется такой характер? Я думаю, вследствие греховных страстей, которые долгое время хозяйничают в его душе, в его теле. А если человек не знает благодати Таинств, не знает Бога, то живет с этими страстями и не может осознать причинно-следственной связи. Схема, на мой взгляд, должна выглядеть так: греховная страсть - характер - болезнь. 

 

-Можно ли поставить знак равенства между понятиями "уныние" и "депрессия"? 

 

-Нет, нельзя. Уныние - это греховная страсть, а депрессия - это болезнь. Видов депрессии множество, но я укажу два самых главных: невротический и эндогенный. 

 

Невротические депрессии всегда связаны с конфликтом, с тем, что в сознании человека сталкиваются разнонаправленные мотивы. И от этого в душе возникает тяжелая психотравмирующая ситуация. Здесь нужен поиск выхода. Решение часто приходит через молитву, через смирение. В этом корень лечения невротических состояний. 

 

Появление эндогенных депрессий связано с тем, что в какой-то степени меняется обмен веществ в мозге. Есть такие вещества как серотонин, дофамин, норадреналин. При такой форме депрессии содержание этих веществ в мозговых структурах либо резко сокращается, либо падает до нуля. И в этом случае, конечно, нужна терапия, нужны лекарства. 

 

-Что такое истерия? Какова ее природа? 

 

-Я много думал: грех это или болезнь? А потом понял, что в данном случае грех настолько изменяет естество человека, что потом формируется и болезнь. 

 

Истерия - это делание дел напоказ. Истерику нужен зритель. Можно задаться вопросом: могла ли развиться истерия у Робинзона Крузо? Наверное, нет. Некому было это демонстрировать. Как реагировать на истерическое поведение? Строго и спокойно. 

 

Увы, вся наша жизнь от детского сада до пенсии учит человека истеричности. Давайте не учиться этому. Гордость, тщеславие, позерство, самолюбование, делание дел напоказ - вот духовная составляющая истерического поведения. 

 

-В Вашей практике Вам приходилось встречаться со случаями одержимости? Или это сложно определить? 

 

-Я сам не дерзаю ставить какие-то духовные диагнозы, но если вижу, что передо мной больной человек, нуждающийся в срочной квалифицированной психиатрической помощи, то однозначно говорю его родственникам: на отчитку вести его не надо. 

 

В "Основах социальной концепции РПЦ" четко сказано о разграничении сфер деятельности верующего психотерапевта и священнослужителя. Там говорится о том, что врач-психотерапевт предшествует встрече со священником. Он готовит человека к этой встрече. 

 

-Порой состояние психически больных, которые разговаривают с "невидимыми духами", они агрессивны, вызывают у окружающих мистический страх или отвращение. Каким должно быть отношение христианина к душевнобольному? 

 

-Да, бывают психические заболевания, когда человек начинает слышать голоса, видеть галлюцинации. Если больной человек верующий, то естественно, в фабуле его переживаний будут находиться религиозные образы. И это может дать повод его неверующим родственникам сказать: "Домолился!". Но нет, нет, нет

- Церковь никогда не приведет к шизофрении. Болезни психические - это Господом возложенный крест, который нужно претерпеть, безропотно нести. Это важно. Психическая болезнь - это частный случай греховного повреждения. И эти больные нуждаются в сострадания.