Контакты

эл.почта:

запись:

скайп:

dio_med@mail.ru

+7 (914) 8-888-525

manuall68

Гомеопатия в России

В XIX в. российская гомеопатия во многом была обязана своей популярностью Русской Православной Церкви, служители которой активно участвовали в распространения нового метода лечения. Гомеопатическое лечение благословляли, назначали и принимали такие почитаемые в народе святые, как святитель Игнатий (Брянчанинов), святитель Феофан Затворник и святой праведный Иоанн Кронштадтский.

 

В середине 1880-х гг. Святейший синод ввел в учебные программы духовных семинарий изучение гомеопатии. Гомеопатические лечебники рассылались храмам в качестве бесплатного приложения к церковной периодике. После публикации в 1890г. в «Церковных ведомостях» специального приложения «Некоторые краткие сведения относительно гомеопатии» резко возросло число священников-гомеопатов. Только в трех гомеопатических аптеках Санкт-Петербурга препараты получали 1172 священника, а подписчиками журнала «Врач-гомеопат» стали около тысячи священников из различных приходов России.

 

Во второй половине ХIХ в. гомеопатия распространилась в далеких российских провинциях. Ее проникновению в северо-восточные Казанскую, Вятскую, Пермскую, Оренбургскую губернии содействовало местное священство.

 

В российской глубинке сельские батюшки, эти скромные труженики нивы Христовой сделали гомеопатию поистине народной медициной. Врачуя, они облегчили страдания тысяч простых людей, а возможно, спасли и сотни жизней.

 

Гомеопатические лекарства в силу своей безвредности и дешевизны стали спасением для неимущих, социально незащищенных слоев населения.

 

В 1873 году в журнале петербургских врачей-гомеопатов сообщалось: «Мы можем насчитать многие сотни священников Уфимской, Оренбургской и Вятской губерний, которые оказывают спасительное пособие беспомощному сельскому населению».

 

Широкое распространение гомеопатии так же было вызвано разочарованием в системе земской медицины, которая у современного человека ассоциируется с интеллигентным лицом Антона Павловича Чехова. На деле же, земская медицина была весьма накладной и отнюдь не своевременной, а во многих районах России квалифицированная врачебная помощь была вообще недоступна (земства не имели средств для содержания врачей).

 

Вот характерное сообщение, представленное священником Дмитрием Матвеевым (подобных сообщений было множество):

 

«11 сентября 1885 г. меня пригласили к больной женщине для «прощального напутствия». Пациентка оказалась роженицей, и она действительно могла вот-вот умереть. Несмотря на все усилия и идиотизм местных старух, в течение двух дней желанные результаты (роды) не последовали. Ситуация стала критической. Благодаря недавней практике гомеопатического лечения я вызвался помочь. Отсутствие родовых потуг и общая слабость женщины указывали на Secale cornutum («маточные рожки»). Я назначил частый прием этого средства. После приема препарата, предписанного священником, роды начались и закончились наутро рождением ребенка».

 

В богоборческом ХХ в. благосклонно относились к гомеопатии святой Серафим Вырицкий, святой Гавриил Седмиезерный, епископ Ковровский Афанасий (Сахаров), протоиерей Николай Гурьянов с острова Залит и другие. Архимандрит Симеон (Холмогоров) вел гомеопатический прием в Московском Свято-Даниловом монастыре. Оптинский старец Иосиф вообще не принимал никаких лекарств, кроме гомеопатичеких. Духовный сын преподобного Серафима Вырицкого, прославленного на юбилейном оборе Русской Православной Церкви 2000 года, профессор медицины С.С.Фаворский был замечательным практикующим врачом-гомеопатом. Такую же медицинскую специализацию имел и знаменитый регент Богоявленского собора в Елохове Виктор Степанович Комаров, сподвижник Святейшего Патриарха Московского и вся Руси Алексия (Симанского) Сам Владыка лечился у известного московского гомеопата С.А.Мухина и у основателя киевской школы гомеопатии Д.В.Попова. Протоиерей Александр Толгский из храма пророка Илии в Обыденном переулке отпевал репрессированного московского гомеопата С.В.Грузинова. Блаженная Матрона Московская способствовала воцерковлению и опекала известного московского гомеопата И.И.Баданова и гомеопата В.В.Постникова, репрессированного в 1938 году.

 

Схи-архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006), более сорока лет бывший насельником монахом Псково-Печерского монастыря, один из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви XX — начала  XXI веков, в своей книге «Слово о малом доброделании» пишет:

 

«Жизнь сама дает удивительные подобия и образы важности маленьких дел. А в медицине, которая и сама имеет дело с малым и строго ограниченным количеством лекарств, существует еще целая область — гомеопатическая наука, признающая лишь совершенно малые лекарственные величины на том основании, что наш организм сам вырабатывает чрезвычайно малые количества ценных для него веществ, довольствуясь ими для поддержания и расцвета своей жизни...»

 

В июле 2004 г. профессор А.М.Бутенин получил у отца Иоанна благословение на написание книги «Гомеопатия и православие». Старец дал ему такое напутствие: «Нет православной гомеопатии! Есть православный человек. Это главное. И он должен быть высоким профессионалом в своем деле, например, в гомеопатии».

 

В статье использованы материалы книг  А.М.Бутенина "Православие и гомеопатия", А.В.Патудина и В.С.Мищенко «Летописи российской гомеопатии 1824-1995» и др.